“Learn the rules like a pro, so you can break them like an artist.” Pablo Picasso

Что представляет собой ProRes 4444 XQ? (перевод)

Apple представила поддержку нового члена семьи кодеков ProRes: ProRes 4444 XQ. Это новый, очень высококачественный кодек, специально разработанный для работы с визуальными эффектами.

Что это?

Согласно информации Apple:

Apple ProRes 4444 XQ: Самая высококачественная версия Apple ProRes для исходников 4:4:4:4 (включая альфа-каналы), с очень высоким потоком данных предназначенным для сохранения деталей в изображении с широким динамическим диапазоном, создаваемых сегодняшними высококачественными цифровыми матрицами. Apple ProRes 4444 XQ сохраняет в несколько раз лучший динамический диапазон чем Rec.709 — даже при экстремальных визуальных эффектах, когда диапазон теней и светов значительно растягивается. Также как и стандартный Apple ProRes 4444, этот кодек поддерживает до 12 бит на канал изображения и до 16 бит на альфа-канал. Apple ProRes 4444 XQ имеют поток данных около 500 Mbps для исходников 4:4:4 в разрешении 1920×1080 и 29.97 fps.

И опять цитируя Apple:

Обычно, цифровые изображения имею ограничение глубины цвета в 8 бит. В последние годы количество профессиональных устройств и технологий, поддерживающих глубину цвета 10-бит, и даже 12-бит, возрастало. 10-битное изображение теперь часто можно встретить в видео источниках 4:2:2 с профессиональными цифровыми выводами (SDI, HD-SDI или даже HDMI). Видео источники 4:2:2 редко имеют глубину цвета свыше 10 бит, но все большее число источников 4:4:4 получают 12-битное изображение, хотя и могут иметь из-за этого больше шумов. 4:4:4 источники включают в себя высококлассные сканеры пленки и цифровые камеры, схожие по характеристикам с кинокамерами, а также высококачественную компьютерную графику.
Apple ProRes 4444 XQ и Apple ProRes 4444 поддерживают источники изображений с глубиной цвета до 12 бит и альфа-каналом до 16 бит. Все кодеки Apple ProRes 422 поддерживают изображения до 10 бит, хотя самое лучше 10-битовое качество имеется у кодеков с высоким показателем потока данных — Apple ProRes 422 и Apple ProRes 422 HQ. (Примечание: все Apple ProRes 422 могут по факту работать с изображениями имеющих более 10 бит, хотя такие высокие показатели редко встречаются среди 4:2:2 или 4:2:0 видео источников).

Альфа-канал

Альфа-канал хранит информацию о прозрачности клипа. В отличии от остальных членов семейства Pro Res, Apple ProRes 4444 XQ и Apple ProRes 4444 сохраняют данные альфа-канала. И они сохраняют эту информацию без потерь.

Обратимся к документам Apple:

Альфа значения по существу представляют собой числовые данные, которые указывают каким образом смешиваются или сочетаются изображение на переднем плане с изображением на заднем плане. В связи с этим, Apple ProRes 4444 XQ и Apple ProRes 4444 кодируют значения альфа-канала не приблизительно, а точно. Этот вид точного кодирования называется сжатие «loseless» (без потерь) или иногда “mathematically lossless”. При этом используются другие техники кодирования, в отличие от тех, которые применяются в кодеках Apple ProRes для значений пикселей в RGB и Y’CBCR, где приемлема приблизительное соответствие, если отличие от оригинала незаметно для зрителя и не влияет на обработку. Кодеки Apple ProRes 4444 XQ и Apple ProRes 4444 способны без потерь кодировать значение альфа-канала на любой глубине цвета вплоть до 16 бит.
В целом, Apple ProRes 4444 XQ и Apple ProRes 4444 можно считать кодеками «на-вид-сжатыми-без-потерь-информации» («visual loseless») для пикселей Y’CBCR иди RGB, предназначенных к просмотру, но «математически-точно-сжатыми-без-потерь» (“mathematically lossless”) для значений альфа-канала, которые влияют на композинг изображений. В результате, степень качества или верности никогда не является проблемой для значений альфа-канала в Apple ProRes 4444, потому что сжатые данные всегда в точности соответствуют оригинальному изображению.

Размер данных

ProRes 4444 XQ занимает много места. Он создавался для максимально возможного качества, и при этом размер сжатого файла все равно меньше, чем у оригинала.
По данным Apple, оба формата 1080i/30 и 720p/60 передаются с потоком данных размером около 62 мегабайт/сек, и требуют около 223 Гб для хранения часа материала. Материалы с другой частотой кадров и разрешением соответственно имеют другие значения.
Вы сами можете посмотреть документацию Apple.

Дополнения к статье
Читатели спрашивали о взаимосвязи между ProRes 4444 XQ и Rec. 2020.
Rec. 2020 — это цветовое пространство, тогда как ProRes это кодек. ProRes способен работать с Rec. 2020, так как ProRes охватывает широкий спектр цветовых пространств.
Кроме того, широкая цветовая гамма (как Rec. 2020) отличается от широкого динамического диапазона, так как Rec. 2020 создан для воспроизведения более широкого диапазона цветов, чем Rex. 709. Для тех людей, которые работают с материалом с широким динамическим диапазоном, увеличение размера потока данных ProRes 4444 XQ дает преимущество при захвате HDR материалов с превосходным качеством тонального диапазона, такого как Log C. Это причина, по которой ARRI предпочла включить поддержку кодека ProRes 4444 XQ в своих топовых конфигурациях камеры ALEXA, о чем недавно было объявлено.
С тех пор, как я первый раз написал эту статью, я изучил некоторую новую информацию о ProRes 4444 XQ. Он, главным образом, создан для профессиональных камер, которые снимают в HDR (широком динамическом диапазоне), потому что повышенный размер потока передачи данных сохраняет детали в этих материалах. Обычно используется как встроенный кодек камеры, например как часть ARRI ALEXA. Но также можно получить выгоду используя его в рабочем процессе пост-продакшен, особенно при цветокоррекции и грейдинге, а также для работы с визуальными эффектами, о чем я расскажу ниже.
ProRes 4444 XQ записывает цветовую информацию — значения красного, зеленого и синего в изображении — с повышенной точностью, с большим количеством знаком после запятой. Эта точность пригодится, когда вы снимаете клип, который вы планируете обрабатывать с экстремальными значениями настройки цветов на пост-продакшене.
Вот простая аналогия, для иллюстрации выгоды ProRes 4444 XQ. Давайте возьмем пиксель, записанный в AVCHD (8-битный кодек) и сравним его с пикселем, который был записан в ProRes 4444 XQ. Скажем, «истинное» значение пикселя равно 7,499, и вы хотите добавить изменение, которое увеличит это значение в 10 раз.
При низком значении битрейта компрессии, как у AVCHD, оригинальное значение пикселя 7,499 может быть представлено как 7. После десятикратного увеличения, новое значение будет 70.
С высокобитрейтным сжатием, таким как ProRes 4444 XQ, оригинальное значение будет представлено как 7,5. После применения эффекта усиления в 10 раз, новое значение станет 75, которое гораздо ближе к истинному идеальному значению 74,99.
Вот, что получается:

AVCHD
ProRes 4444 XQ
Начальное значение пикселя
7
7.50
Погрешность
0.499
0.001
Эффект
x 10
x 10
Финальное значение
70
75
Погрешность
4.99
0.01

При использовании AVCHD,разница в стартовых значениях 7 и 7.499 не существенна. Но после применения эффекта, разница между 70 и 74,99 может уже стать проблемой. С ProRes 4444 XQ начальное значение является столь точным, что даже после применения эффекта, погрешность в конечных данных мало влияет на результат.
Так как мы начали с более высокой точностью (больше знаков после запятой) в ProRes 4444 XQ, мы закончили с более точной цветопередачей в конце. Это преимущество, которое обеспечивает съемка в ProRes 4444 XQ – больше информации записывается в начале работы, что обеспечивает большую гибкость при редактировании в конце.

Оригинал статьи Ларри Джордана

перевод Павел Павлов © 2014

3 Responses to Что представляет собой ProRes 4444 XQ? (перевод)

  1. Konstantin Laptev:

    Спасибо за перевод!

  2. Rusregio:

    как показала практика просчет мастера в ProRes 4444 XQ хорош для всех случаев вывода мастера. Качество мастера после дальнейших пересчетов для телеканалов существенно лучше. В общем я рекомендую считать всегда в ProRes 4444 XQ. А потом кодировать мастер уже в нужный формат.

Добавить комментарий

UA-52776968-1
%d такие блоггеры, как: