“Learn the rules like a pro, so you can break them like an artist.” Pablo Picasso

FCP X: Усиление и выравнивание уровня звука (перевод)

У вас тоже бывают трудности, когда аудио уровни записей ваших клипов слишком низкие, или слишком большой диапазон разницы громкости. Да, я тоже с этим сталкиваюсь. Постоянно. Мы, конечно, можем добавить аудио кейфреймы в каждый клип, и попробовать выровнять общий уровень с их помощью, но откровенно говоря, жизнь и так слишком коротка.

Некоторое время назад, я нашел звуковые эффекты, которые могут сделать эту задачу намного проще. В этой первой статье, я покажу вам, как они работают в Final Cut Pro X. (Во второй статье я покажу, как они работают в Adobe Premiere Pro CC.)

Лично я считаю, что хотя эффекты обработки звука в FCP X и Adobe Premier довольно неплохи, точность и контроль над звуком в Auditions превосходит их вместе взятых. Перспектива изучения приложения для обработки звука может пугать, но в то же время, потраченные усилия обернуться гораздо большей пользой для вас, позволяя делать по-настоящему хороший звук. (Вот ссылка на мой курс по Adobe Audition. Pro Tools — другой пример превосходной программы работы со звуком, но  у меня никогда не получалось успешного взаимодейтсвия с их защитой от копирования iLok.

Ближе к делу

Эффект Limiter — это мой выбор в FCP X для усиления и выравнивания уровня звука. Так как эффекты обработки звука обрабатываются перед аудио настройками в Инспекторе, нам нужно собрать все аудиоклипы, которые мы хотим обработать в компаунд клип, а потом добавить эффект лимитера к этому клипу.

Кроме этого, следует иметь ввиду, что применять лимитер это хорошая идея для диалогов, интервью или дикторских текстов, но не очень хорошая для музыки и саундэффектов.

Вот сопутствующая статья, где я писал, что вторая половина составляющей хорошего звука — это использование эквалайзера, для формирования вашего звука, чтобы сделать его более разборчивым.

Общая информация

Человеческий голос, несомненно, является сложным инструментом для записи. Вне зависимости от того пение ли это или простая речь, он обладает огромным динамическим диапазоном, что означает, что переход от громкого звука до еле слышного, а потом снова до громкого, может произойти за одно мгновение. Иногда, когда вы работаете с профессиональными актерами, динамический диапазон оказывается под полным контролем, но давайте будем готовиться к худшим вариантам.

Есть два ключевых правила, которые нужно держать в голове, когда вы работаете со звуком:

  1. НИКОГДА при экспорте звука уровень не должен превышать 0 дБ. Никогда, даже «ну немножко то можно». Ни-ког-да.
  2. Звук, записываемый на площадке всегда записывается на более низком уровне громкости, для того, чтобы не допустить возможного превышения уровня и искажения при записи важного дубля.

Это означает, что во время нашего окончательного сведения мы должны повысить низкие  уровни звука, чтобы при этом разница уровней соответствовала естественной, и чтобы мы могли ясно услышать то, что говорится, но убедитесь, что все уровни всегда остаются ниже 0 дБ.

О приборах измерения уровня звука

Профессионалы измеряют звук используя «средний уровень» или новый стандарт LFKS. Современные стандарты США и Европы  определяют, что уровни программного контента  не должны превышать спецификации LKFS, обычно это около -24 LKFS.
Final Cut Pro X не обладает встроенными инструментами для измерения среднего уровня, но они могут быть добавлены с помощью плагинов от MeterCast и Waves; или других.
По этой причине, в этой статье будет говорится о «пиковом» уровне звука, который подходит для работы со звуком, предназначенного для размещения в Интернете.
Final Cut измеряет пики используя значения dBFS, что расшифровывается как «децибелы полной шкалы».

Premiere  и Audition предоставляют инструменты для работы с LKFS и пиковыми уровнями звука, которые уже встроены в программу. Это одна из причин почему я предпочитаю использовать Audition для сведения звука, а не делать это в Final Cut.

Создаем компаунд клип

levels1

Это участок короткой драматической сцены. Здесь есть синхронизированная дорожка с диалогами, три дорожки с эффектами, и одна музыкальная дорожка. (Эта техника может быть использована и для большего количества клипов и дорожек, я просто использую эту сцену для упрощения понимания процесса) (Ларри употребляет термин «track», хотя в Final Cut X используется концепция «безтрекового» монтажа (прим. пер.))

levels2

Чтобы получить пример нашего уровня звука я выделил только клипы с диалогами.

levels3

Далее я кликаю на кнопку Solo в верхнем правом углу окна таймлинии.

levels4

Эта кнопка позволяет мне слышать только выделенные клипы. (Обратите внимание, что клипы с диалогами остались цветные, в то время как остальные клипы стали черно-белые).

Опция Solo не действует на видео клипы.

levels5

Когда я воспроизвожу эти клипы максимальное пиковое значения находится в районе -20 d. Это слишком тихо для диалогов.

levels6

Так как все клипы с диалогами выделены, то их очень легко поместить их в компаунд клип (Выберите File > New > Compound Clip). Дайте компаунд клипу имя — я использовал «Drama SOT Audio» — и сохраните клип. Выделенные клипы на таймлинии будут заменены на компаунд клип.
Теперь, когда мы подготовили клипы, пришло время применить и настроить эффект Limiter.

Вы можете получить доступ к отдельным клипам внутри компаунд клипа просто сделав по нему двойной клик. Так вы откроете его для изменения.

Что делает эффект Limiter

Limiter поднимает уровень тихих звуков сильнее чем уровень громких звуков и при этом общий уровень звука не превышает максимальный уровень, который вы задаете в настройках эффекта (Отсюда и название — этот эффект «ограничивает», лимитирует максимальную громкость ваших клипов).
В нашем примере ограничение (Limiter) сделает все наши диалоги громче, но без риска получить искажение звука.
Имеются два уровня ограничения, которые я вам порекомендую:
-3 dB в случае когда ваш звук, который вы лимитируете единственный звук в проекте.
-4,5 dB в случае когда ваш звук часть микса. Этот более низкий порог уровня звука оставляет больше пространства для звуковых эффектов и музыки, которые вы бы хотели расслышать в вашем миксе.

Я не ограничиваю звук в 0 dB, так как я слышал, что сжатый mp3 формат оптимизирован для уровня примерно -6 dB. И вообще, оставить немного запаса — это хорошая идея в целом.

Добавляем и настраиваем эффект Limiter

levels7
Выделите компаунд клип, если он еще не выделен, и откройте браузер эффектов (Cmd+5). Прокрутите вниз и выберете категорию Levels. Перетащите эффект Final Cut Limiter на выбранный компаунд клип.

Это применит эффект к группе клипов, содержащихся внутри выделенного компаунд клипа.

Вы также можете применять эффект к каждому клипу отдельно. Но проблема будет в том, что вам нужно будет настраивать эффект у каждого отдельного клипа. Использование компаунд клипа позволяет вам добавлять эффект один раз и сразу ко всем нужным клипам.

levels8
Опять же, с выделенным компаунд клипом кликните кнопку Audio  на верхней панели Инспектора. Кликните маленький значок справа от параметра Limiter.

levels9

Это действие откроет панель управления эффекта Limiter. Четыре настройки обычно устанавливаются в одни и те же значения:

Softknee. Оставьте включенной голубую кнопку. Это «сглаживает» применяемый эффект, делая его менее заметным.

  • Release. Это параметр определяет как долго эффект действует после остановки. Поставьте этот параметр между 250 ms и 300 ms.
  • Lookahead. Этот параметр определяет как быстро включается действие эффекта. Оставьте его в значении 2.0 ms.
  • Output level. Этот параметр задает максимальный уровень громкости ваших клипов. Для микса я задаю его -4,5 dB. Для речи без музыки или эффектов я ставлю — 3 dB.

levels12

Единственная настройка, которую вам нужно будет регулировать каждый раз когда вы используете этот фильтр это Gain.

levels17

Тут как раз и скрывается секрет настройки эффекта. Воспроизведите ваши клипы. Затем, во время воспроизведения настройте Gain так, чтобы шкала  Gain Reduction сверху, соответствовала  примерно  1-3 dB. Это обеспечит максимальное усиление громкости, без лишнего ограничения, которое может звучать не слишком хорошо.

  • Если Gain Reducton отображает пустоту у вас недостаточно усиление звука.
  • Если Gain Reducton отображает 10 dB или больше, у вас черезмерно усилен звук.

И это все. Попробуйте это и вы будете ошеломлены, услышав, насколько стали лучше звучать ваши диалоги, интервью или дикторский текст.

Помните, что при настройке звукового эффекта все лишние звуки должны быть отключены или заглушены.

Дополнение

levels16

В некоторых случаях, вам все равно нужно будет подкорректировать клипы по отдельности, делая их немного погромче или, что более вероятно, немного потише. Хорошей новостью будет то, что вы корректируете лишь немногие исключения, а не большую часть клипов.

Обычно я открываю компаунд клип и настраиваю клипы внутри него как мне необходимо, я также никогда не добавляю  кейфреймы и не меняю настройки звука у компаунд клипа, а только у клипов внутри него.

Вывод

Я большой поклонник эффекта Limiter и его ближайших родичей Compressor и Multi-band Compressor, потому что они упрощают работу по настройке уровней звука и предотвращению искажений. Я обнаружил, что в Final Cut эффект Limiter самый простой для использования.

Хотя более сложное комплексное сведение звука я делаю в Audition, для простых проектов как приведенный в примере, создание компаунд клипов и наложение на них эффекта Limiter облегчает мне жизнь и помогает мне делать проекты вовремя и без лишнего стресса.

Оригинал статьи Ларри Джордана

перевод Павел Павлов © 2014

11 Responses to FCP X: Усиление и выравнивание уровня звука (перевод)

  1. Rusregio:

    Ой как же я не рекомендую использовать эту технологию для сведения. Причин две:

    Сведение, как таковое, можно делать либо в FCPX, либо в другой программе, предназначенной для сведения звука и это ни в коем случае не Adobe Audition. Хотя бы потому, что это программа больше оирентирована на премьер, а не своего конкурента, потом лишь единицы делают сведение в Adobe Audition(лично я про нее слышу в своем окружении впервые), и то используя пакет Adobe СС и построив свой workflow на базе этого пакета программ. Ресурсов protools, nuendo,cubase,logic — более чем достаточно, что бы сделать сведение и послать проект из FCPX в эти программы. В случае с программами, которые не понимают AAF и работаю через xml не экспортируемый из FCPX придется докупить за 4500р конвертер XtoPRO. Потому что, повторяю я нигде не слышал про сведение не тех программах что я указал. По карйней мере в москве.
    Сведение в FCPX можно делать таке же легко, как и в вышеуказанных программах, за исключением двух преимуществ последних — специализированного для сведения железа и возможности обработки волны звука.

    Так вот обычное сведение в документалистике и ТВпроектах вполне можно делать в FCPX и если возникнет необходимость я могу более подробно расписать как это делается стандартным пакетом плагинов и фильтров. Основная проблема сведения звука на ТВ целиком и полностью зависит от требований ОТК канала и технических харакетристик уровня сигнала. FCPX целиком их обеспечивает. НЕ говоря уже о том, что более сложный монтаж звука по озвучанию с шумами и активными треками и разведенкой 5.1 будет заниматься звукореж и это будет скорее всего protools. Так что эта статья Ларри — не более чем промоушн Adobe Audition.

    • Павел Павлов:

      если возникнет необходимость я могу более подробно расписать как это делается стандартным пакетом плагинов и фильтров

      это было бы интересно — будет время сделай плз

    • Будет очень интересно почитать

  2. Александр Кипров:

    ну или, как обычно ты не совсем в кусе… Есть такая копания EMG… Может даже слышал 🙂 и есть у них куча рубрик на Вестях 24 и России-1 и даже 2 собственных канала. и туева хуча док кино И есть там Леня свет Ручкин! Который ну очень обожает Audition эдак так лет 9 уже. Кто к чему привык тот на том и работает. Если тебе лично не понравилась программа, ну или ты в ней не совсем шаришь и поэтому она плахая 🙂 думаю что все же это не так 🙂
    и не надо грязи на деда Ларри, он один из немногих советует то, что сам попробовал…

  3. Павел Павлов:

    Есть такая копания EMG. даже 2 собственных канала

    есть 🙂 рядом со мной сидят. А каналы это не бледные аналоги Дискавери и прочий док и науч-поп под эгидой ВГТРК?

  4. Александр Кипров:

    ну хоть так и кстати Планета Куренкова не такой уж и плохой канал… А Науку 2 поменьше надо отдавать на аутсорс 🙂

  5. Rusregio:

    Я же написал про воркфлоу. Он определяет. С чем я конкретно не согласен — человек рекомендует сводить звук в аудишн, я советую в нем не сводить. Вот и вся разница. Ну я не Ларри, но вокруг меня и Ларри не работают. Куда не плюнь — за последние 10 лет я ни разу не встречал что бы в аудишн сводили. А я много чего повидал на 6 каналах. В том числе и на том же ВГТРК, про который вы тут упомянули. Холдинг большой, возможно один человек там и сводит в аудишн, но мне он не попался ни разу.

  6. laslo:

    Я чуть в сторону от спора……. Мне очень было бы удобно работать со звуком в FCP, если бы появился adjustment layer но только для звука.

  7. laslo:

    Решает, но не такой гибкий. Если уже накрутили компаунды по видео, потом по аудио, а тут пришли правки….. и .. Время — деньги.

Добавить комментарий

UA-52776968-1
%d такие блоггеры, как: